Политика
Российские войска в Беларуси и политический кризис: чего ждать?
4 Ноября 2022
  • Ян Авсеюшкин

    Аналитик iSANS (International Strategic Action Network for Security)  
Представители беларусских демократических сил требуют вывода российской армии из Беларуси. Официальный Минск говорит, что российские войска необходимы для обеспечения безопасности страны. Ян Авсеюшкин пишет о том, как размещение российских войск в Беларуси может повлиять на политический кризис в стране.
Российские войска, развернутые на территории Беларуси для вторжения в Украину, начали возвращаться в Беларусь с 15 октября. Ранее они были развернуты там для вторжения в Украину, но основная их часть была отведена после отступления россиян с Киевского направления.

Новому появлению российских военных предшествовало заявление Александра Лукашенко о создании совместной группировки войск Союзного Государства. Заявление породило много спекуляций относительно целей новой группировки. В настоящий момент для вторжения в Украину с территории Беларуси сил очевидно недостаточно – по оценкам Главного управления разведки министерства обороны Украины, сейчас в Беларуси находится немногим более трех тысяч российских солдат. Мониторинговый проект Беларуски Гаюн, который занимается анализом российского присутствия в Беларуси, также подтверждает, что войск для наступления недостаточно. Но это не значит, что ситуация не может измениться.
Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу и глава военного ведомства Республики Беларусь генерал-лейтенант Виктор Хренин в ходе рабочей встречи в Москве, июнь 2022. Источник: VK
История конфликта

Дискуссия вокруг присутствия российских войск в Беларуси ведется не первый год. Несмотря на то, что в стране постоянно размещались два российских военных объекта (узел связи в Вилейке и радиолокационная станция возле Ганцевич), их трудно назвать полноценными базами.

О размещении полноценных российских баз говорили еще в 2012 – 2015 году на разных уровнях, включая президента России Путина, но до практической реализации дело так и не дошло. Тогда в Беларуси был период потепления отношений с Западом, которое особенно интенсифицировалось после аннексии Крыма, и Лукашенко смог отказаться от предложения, которое ему навязывали из Москвы. Отказ от размещения обеспечивал Лукашенко определенный аргумент для торга. В 2018 году Михаил Бабич тогдашний посол России в Беларуси наконец признал, что военная база не нужна, и тема была закрыта.

Всё изменилось после президентских выборов 2020 года. В августе, когда по всей стране бушевали протесты, Лукашенко попросил у Путина поддержки и получил ее - в виде десанта пропагандистов с Russia Today, заменивших увольнявшихся и бастующих сотрудников государственных телеканалов. Российские пропагандисты перенастроили разваливающуюся медийную машину режима и позволили ей выстоять в критический период.
Кроме того с российской помощью (о чем открыто заявлял Путин) был сформирован специальный резерв Росгвардии.
"Российские подразделения были стянуты к границе и готовились вторгнуться в Беларусь в том случае, если милиция и внутренние войска не смогут справиться с протестующими."
Российское подкрепление не понадобилось, но расплата за поддержку Кремля была неизбежна, а Лукашенко было уже нечего предложить Путину, кроме остатков суверенитета.

Весной 2021 министры обороны - беларусский Виктор Хренин и российский Сергей Шойгу - объявили о решении создать учебно-боевые центры военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. Первые самолеты прибыли в Беларусь уже в августе 2021 года. Дальнейшее разворачивание военной инфраструктуры происходило под предлогом проведения военных учений – например, был восстановлен аэродром Зябровка, где базируются российские комплексы ПВО и иная техника. В феврале он использовался для вторжения в Украину.

О степени вовлечения белорусского режима в войну до сих пор идут споры. Лукашенко дистанцируется от участия Беларуси в войне, подчеркивая, что на территорию Украины белорусские войска не заходили. Он пытался выставить Беларусь жертвой потенциальной агрессии со стороны Украины и даже рассказывал о том, откуда именно на Беларусь готовилось нападение. При этом первые намеки на возможную агрессию РФ против Украины прозвучали на беларусском государственном телевидении еще летом 2021 года, а за несколько недель до вторжения российских войск на украинскую территорию Лукашенко заявлял, что война с Украиной продлится 3-4 дня.
Соучастие Беларуси в агрессии не вызывают сомнений: Беларусь предоставляет российским войскам свою территорию, оказывает им логистическую поддержку, а также содействует в снабжении войск, лечении раненых и ремонте техники.

Европейский Союз выпустил заявление, где назвал режим Лукашенко соучастником агрессии, разделяющим ответственность за происходящее в Украине, и наложил соответствующие санкции. Но сама Украина все еще не разрывает отношения с Беларусью. Основная причина – украинские власти не желают рисковать и провоцировать Лукашенко на активные действия против Киева даже символическими жестами.

В настоящий момент российское военное присутствие в Беларуси нарастает. 31 октября Лукашенко одобрил проект Соглашения о создании учебно-боевых центров. Из указа неясно, идет ли речь о создании новых, или это дополнение для уже существующих. Министерство обороны делает заявления и публикует видео эшелонов с прибывающими войсками, но их численность и местонахождение не раскрывается. Как говорилось выше, украинская разведка оценивала их количество в несколько тысяч человек, белорусское оборонное ведомство называло цифру 9000 человек. В настоящий момент оба режима - и российский, и беларусский - заинтересованы в сохранении атмосферы неопределенности.

Противоречия в обществе

Происходящие в Беларуси военные приготовления белорусский режим обосновывает необходимостью защитить государство. Лукашенко подчеркивает, что ни на кого нападать не собирается. Что касается общества, то опросы, например, проведенные в августе Chatham House, свидетельствуют, что большинство граждан Беларуси настроены мирно. Примерно 30% респондентов определенно поддерживали действия РФ в Украине, 45% не поддерживали. При этом нужно иметь в виду, что те, кто не поддерживает действия России, вовсе не обязательно однозначно поддерживает Украину.

Что касается размещения российских военных в Беларуси, то примерно четверть беларусов относятся к нему положительно, а 43% - отрицательно. Поскольку опрос проводился онлайн, весьма вероятно, что в исследовании оказались недопредставлены сторонники войны и России. Но в любом случае, массовой поддержки войны в белорусском обществе нет.
"Оба лагеря - и те, кто поддерживает действия России в Украине, и те, кто их не одобряет, - против вступления Беларуси в войну."
Совместная группировка войск Союзного государства, октябрь 2022. Источник: VK
Только 5-10% хотели бы, что Беларусь участвовала в военных действиях в Украине, и Лукашенко вынужден с этим считаться.

Беларусы, находящиеся в эмиграции, настроены куда более определенно. Те, кто находится в оппозиции к Лукашенко и был вынужден покинуть страну (по различным оценкам, из Беларуси уехало не менее 150 тысяч человек), неоднократно осуждали действия России, призывали к прекращению военных действий и выводу войск. Но их влияние неизбежно ограничено из-за непрекращающихся репрессий.

Обыватели же хотя и ощущают экономические последствия, не всегда связывают ухудшение качества жизни с войной. Санкции ощутимо ударили по экономике страны, в первую очередь по экспорту беларусской продукции на Запад. Кроме того, был утерян украинский рынок, на который поставлялись беларусские нефтепродукты. IT-сектор экономики, который ранее быстро расширялся, пережил падение из-за значительного оттока специалистов и санкционных ограничений.

Пока режиму удается выполнять минимальные обязательства по «социальному контракту», значительная часть общества (по различным косвенным оценкам, порядка 30%, но следует иметь в виду, что в условиях постоянных репрессий прямые цифры поддержки Лукашенко получить практически невозможно) продолжает поддерживать Лукашенко, поскольку он обещает гарантировать мир и порядок. Несмотря на то, что в действительности, Лукашенко поставил страну на грань войны.

Милитаризация внутреннего кризиса

Режим Лукашенко активно использует тему войны для нагнетания ситуации внутри общества и цементирования властной вертикали. Пропаганда твердит об угрозах, которые исходят от беларусских добровольцев в Украине или от стран НATO, и призывает беларусов сплотиться вокруг Лукашенко. При этом официальные лица постоянно подчеркивают, что сама Беларусь ни на кого нападать не собирается.

Кроме того, поскольку политический кризис, спровоцированный президентскими выборами 2020 года, так и не разрешен, а оппозиция дает понять, что уже не отвергает идею вооруженной борьбы, для Лукашенко ограниченное присутствие российских войск в Беларуси служит гарантией безопасности.

Переход к силовым методам протеста

В сентябре нынешнего года Лукашенко, по всей видимости, в расчете на завязывание диалога с США и ЕС, стал посылать сигналы о готовности амнистировать политических заключенных и досрочно освободил несколько человек, включая корреспондента Радио Свобода Олега Груздиловича.

Однако Запад дал понять, что таких уступок недостаточно, и в результате заключенные по политическим делам, а их в Беларуси более полутора тысяч, в итоговый проект амнистии не попали. Более того, были арестованы еще несколько заметных активистов, остававшихся на свободе. Тем самым Лукашенко уже не рассчитывает на деэскалацию и переговорные процессы.
Это подтверждают и вынесенные в октябре на «общественное» обсуждение поправки в Избирательный кодекс и закон о Всебелорусском народном собрании, которые исключают свободное участие людей в политической жизни, а значит и надежду на разрешение политического кризиса.

Протесты 2020 года были в основном мирными, и до последнего времени противники Лукашенко не принимали идею силового протеста, по крайней мере публично.
"Но после начала войны в Украине приверженность ненасильственному сопротивлению в Беларуси постепенно уступает место иным формам борьбы."
Протесты в Минске (Беларусь) рядом со стелой "Минск - город-герой"; 16 Августа 2020. Источник: Wiki Commons
Первые признаки появились уже в марте – когда происходили диверсии на железной дороге, затруднявшие переброску российских подкреплений во время ожесточенных боев за Киев. По подозрению в участии в партизанском движении были арестованы несколько групп. На одном из видео, опубликованных силовиками видно, что задержанные избиты а у одного из них прострелены ноги. (Позже стало известно, что его дело передано в суд; ему вменяется терроризм и еще несколько статей).

Кроме того, новой угрозой для режима Лукашенко стали беларусские добровольческие формирования, воюющие в Украине. В настоящий момент они не слишком многочисленны (по различным оценкам, от нескольких сотен до тысячи), и, маловероятно что они смогут одолеть беларусскую армию. Но сторонники более решительных действий против режима Лукашенко проявляют к ним большой интерес. Белорусы обучаются в Украине, и получают боевой опыт, которого нет у вооруженных сил РБ. В перспективе гражданский конфликт может перейти в совершенно иное качество.

Оппозиционные силы начали всерьез рассматривать перспективу вооруженного восстания и сопротивления. Так, в августе был создан Объединенный переходный кабинет оппозиции, в котором появилось сразу два представителя силового блока. «Министром обороны» был назначен подполковник Валерий Сахащик, бывший командир бригады десантников. Кроме того, место в теневом кабинете получил бывший подполковник Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Александр Азаров, руководитель объединения бывших силовиков Bypol. В Объединении создан мобилизационный план Перамога – сеть спящих ячеек внутри страны, готовых подняться по команде. Часть этих ячеек была задействована во время рельсовой войны. Также в рамках Bypol осуществляется специальная подготовка беларусов, находящихся за границей.

Несмотря на официальные заявления, что силы оппозиции незначительны, режим Лукашенко воспринимает угрозу внутреннего взрыва всерьез. Об этом свидетельствует такое новшество как встречи руководства силовых органов с рабочими крупнейших беларусских заводов. Рабочим рассказывают о внешних угрозах и о необходимости этим угрозам противостоять.
Например, на встрече с коллективом Минского тракторного завода глава Комитета государственной безопасности Иван Тертель заявил, что инсургенты могут– вторгнуться с территории Украины и занять небольшой райцентр. Затем к ним присоединятся «наемники из других стран» и вместе они двинутся на Минск. (При этом силовики уже давно укрепляют границу с Украиной и проводят контрпартизанские учения).

Одновременно по всей Беларуси идут проверки и переоборудование бомбоубежищ, а мужчинам выдаются мобилизационные предписания. Учителя в школах предупреждают родителей, чтобы дети не снимали проезжающую военную технику, а на госпредприятиях контрразведка ищет нелояльных.

Пока что эти действия направлены на внутреннюю аудиторию и призваны обеспечить «консолидацию вокруг флага».
"Размещение российских войск в Беларуси для Лукашенко прежде всего 'стратегический резерв', подобный тому, который был наготове в августе 2020 года, только на этот раз уже на территории Беларуси."
Присутствие российских войск в Беларуси тем самым соответствует его интересам. Но у Кремля существуют собственные интересы, которые не ограничиваются поддержкой Лукашенко. Ситуация в любой момент может измениться, если российские вооруженные силы снова начнут наносить массированные удары по Украине с беларусской территории. Кроме того, сохраняется вероятность, что российские военные могут резко нарастить военное присутствие для подготовки нового наступления. Для Лукашенко это резко повысит риски , как внешние, так и внутриполитические, и российские войска вместо гаранта стабильности могут обернуться источником угрозы. Противопоставить ей Лукашенко будет нечего.
Поделиться статьей
Читайте также
Вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и принимаете нашу политику конфиденциальности
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты