Из-за санкций свои посты в компаниях покинули Вагит Алекперов (ЛУКОЙЛ), Андрей Гурьев («Фосагро»), Владимир Евтушенков («Система»), Дмитрий Конов (СИБУР), Дмитрий Мазепин («Уралкалий»), Андрей Мельниченко (СУЭК и «Еврохим»), Вадим Мошкович («Русагро»), Владимир Рашевский (СУЭК) и др.
Алекперов уступил пост президента ЛУКОЙЛ Вадиму Воробьеву бывшему
соратнику замглавы кремлевской администрации Сергея Кириенко. В обмен на поддержку спецоперации на Украине и передачу в управление одной из госкорпораций своих профильных энергетических активов, Алекперов получил разрешение на дистанционное управление стратегическими направлениями "Лукойла", и
обещание "моратория на попытки 'Роснефти' поглотить компанию на 24 месяца".
Госолигархи представляют собой гибрид бюрократов от бизнеса и частных олигархов. Их положение, с одной стороны, лучше защищено от перипетий рынка, а, с другой, они могут потерять почти все, чем обладают, - для этого достаточно одного росчерка пера президента , отправляющего их в отставку.
С началом войны Кремль потребовал от них, так же как и от частных олигархов, публично и однозначно заявить о своей полной лояльности и оптимистическом видении будущего. Начиная с марта, публике был продемонстрирован парад олигархов, дающих развернутые интервью главным новостным каналам: Владимир Потанин (12.03), Игорь Шувалов (18.03), Андрей Костин (25.03), Владимир Лисин (5.04), Олег Дерипаска (15.04).
Кульминацией присяги на верность Кремлю стал Петербургский международный экономический форум в июне, когда с развернутыми заявлениями выступили все госолигархи-тяжеловесы, включая Германа Грефа, Алексея Миллера, Игоря Сечина, Сергея Чемезова, которые были представленные там гораздо полнее, чем "частники".
Бюрократы-силовикиС одной стороны, война - их пора, с другой, - они действуют по команде, инструментальны и с этой своей инструментальной ролью не очень хорошо справляются. В большинстве своем бюрократы-силовики не публичны, и хотя то и дело появляется информация о снятии с должностей и даже арестах высокопоставленных военных и
ФСБшников, проверить ее пока сложно. Что известно наверняка, так это что со сменами глав Генпрокуратуры и Росгвардии/Внутренних войск в обоих ведомствах проведены масштабные чистки; в конце 2021 г. Путин сменил своего помощника, отвечающего за кадры силовиков.
В отличие от олигархов, все силовики путинские, причем путинские уже во втором "поколении" (вторая смена). Cреди них есть "старые", назначенные при переходе к тандему (когда на президентском месте оказался Дмитрий Медведев, а Путин занимал должность премьер-министра) и возвращению Путина на президентский пост, и "новые", назначенные на двух последних путинских президентских сроках.
Старые: Александр Бастрыкин, СКР (2007), Николай Патрушев, Совбез (2008), Александр Бортников, ФСБ (2008), Владимир Колокольцев, МВД (2012), Сергей Шойгу, Минобороны (2012), Валерий Герасимов (2012)
Новые: Виктор Золотов, Росгвардия (2016), Дмитрий Кочнев, ФСО (2016), Алексей Рубежной, СБП (2016), Игорь Краснов, Генпрокурор (2020), Сергей Королев, ФСБ (2021), Дмитрий Миронов, АП (2021), Александр Куренков, МЧС (2022),
Из силовиков, пиарящихся сейчас на войне в Украине, необходимо упомянуть Рамзана Кадырова, главу Чечни и одновременно главу силовой структуры.