Российские элиты в политическом смысле достаточно безответственны. Они привыкли считать, что сохранение устойчивости режима - это не их зона ответственности. За это, дескать, Путин отвечает, а наше дело маленькое: выполнять его поручения. Ну и, конечно, себя не забывать. Теперь ситуация поменялась. Путин из стабилизатора системы превратился в мощный фактор её нестабильности. И дело не только в сумасшедших решениях, которые он принимает. Речь об общественных настроениях. Сейчас уже есть немало оснований предполагать, что в 2024 году избрать преемника будет намного легче, чем протащить на очередной срок Путина. Попытка проделать последнее может оказаться для системы краш-тестом, с которым та не справится. Не стоит забывать, что причиной множества «оранжевых революций» в своё время стали именно попытки властей сфальсифицировать выборы.
Чтобы оценить электоральные перспективы Путина, нынешнюю социологию смотреть глупо, отношения к реальному общественному мнению она уже четыре месяца как не имеет. Оперировать надо социологией доведённой, лучше всего - той, что делали независимые исследователи.
Возьмите, например, опрос, проведённый группой Белановского-Никольской в июне 2020 года - в преддверии голосования по конституционной реформе. Это был момент, когда политическое сознание граждан было активизировано - примерно так же, как это всегда бывает в преддверии важного волеизъявления, примерно так же, как это будет в 2024 году.
Исследователи померили тогда уровень одобрения каждой поправки в отдельности, и это позволяет оценить то, насколько совпала тогда степень поддержки идеологически обусловленных поправок («память предков, передавших нам веру в Бога», «защиту исторической правды», «недопущение умаления значения подвига народа при защите Отечества» и т.д.) с поправкой об обнулении. Точные цифры можно посмотреть
здесь, я же скажу в целом: уровень поддержки обнуления оказался в три раза ниже показателей поддержки идеологии.