Политика
Что выиграла Украина в результате освобождения правого берега Днепра?
12 Ноября 2022
  • Николай Митрохин

    Research Center for East-European Studies at the Bremen University (Germany)
Николай Митрохин прогнозирует дальнейший ход войны и утверждает, что российская армия уже не сможет удержать никаких существенных побед, а у украинских вооруженных сил появляется шанс окончательно освободить южную Украину.
Карта театра военных действий на юге Украины, ноябрь 2022. Источник: Wiki Source
На фоне вывода российских войск с правого берега Днепра российские провластные СМИ и частные лица упирают на «горечь поражения». Украинские – сдержаннее в своих комментариях, поскольку подозревают возможное коварство со стороны РФ. Впрочем, только вечером 11 ноября мы возможно узнаем примерный масштаб потерь Вооруженных сил РФ на правом берегу Днепра, и полностью картина станет ясна возможно только через несколько дней.

Но последствия российского поражения - которое нельзя назвать неожиданным после неудач российской армии ещё в марте-апреле этого года) гораздо масштабнее, чем многим сейчас кажется.

1.Украина освобождает (деоккупирует) половину Херсонской области с тем единственным областным центром, который вооруженным силам России удалось захватить с начала войны. В Николаевской области будет освобожден тот единственный район, который был под российским контролем – и область (за небольшим участком Кинбургской косы на левом берегу) становится полностью свободной. По площади освобожденной территории это превосходит удачную изюмско-лиманскую операцию, и является второй по масштабу победой в войне после освобождения северной и северо-восточной Украины в марте-апреле.

2.Ликвидируется стратегическая опасность в виде российского плацдарма на правом берегу, который в случае неудачного развития событий мог послужить для прорыва российских войск в центр Украины (с отрезанием половины востока и всего юга), на юг (для окружения Николаева и прорыва к Одессе), а также возможность прорыва западнее Кривого рога и частичного блокирования Днепра и Запорожья).

3.Больше через Днепр украинцы российские вооруженные силы не пропустят.
"Фактически это означает, что российская армия даже при неблагоприятном развитии событий теряет возможность разорвать Украину пополам и уничтожить её базовый военный и экономический потенциал."
Весь подконтрольный Украине юг переходит в режим стратегической безопасности, поскольку ожидать от России морских десантов уже не приходится, а теперь невозможно и наземное наступление.

4.ВСУ имеет возможность сократить две группировки войск – Николаевскую и Криворожскую до одной (Херсонской) – с заметно меньшей плотностью войск, особенно дефицитных штурмовых частей и бронетехники. Позиции на высоком правом берегу Днепра позволяют украинским войскам, даже в отсутствие единой линии обороны и большого числа укрепрайонов, выставить передовые посты, создать резервы, способные воспрепятствовать высадке  десанта и обеспечить артиллерийское прикрытие. Опытные передовые части и бронетехнику ВСУ смогут перебросить на перспективное направление – например, в Запорожье.

5.России, в свою очередь,  будет необходимо иметь на трехсоткилометровом фронте по левому берегу не только «посты» и резервы на случай десанта, но и построить с нуля систему укреплений – причем на солидном расстоянии от низкого берега, простреливаемого с противоположного высокого на десяток километров. При этом поскольку высадка украинского десанта вполне вероятна, на резервы придется затратить солидные ресурсы. При удачном исходе операции украинский десант может пройти к крымским перешейкам и «подрезать» всю Запорожскую группировку ВС РФ. В целом, возможность перевода войск на собственно Запорожский фронт у российской армии существенно меньше, чем у украинской. 

6.При этом придется отселять жителей Каховки, Новой Каховки, Алешек, Голой Пристани и других городов и сел вдоль левого берега Днепра и останавливать там всякую экономическую активность. То есть и так невеликий потенциал остающейся под оккупацией части Херсонской области будет существенно уменьшен. Вместо этого возникнут новые проблемы с размещением эвакуированных жителей.

7.Вся эта конструкция может способствовать успеху потенциально самой «выгодной» украинской операции на этой войне – прорыву фронта в районе Гуляй-поля или Угледара и выхода к Бердянску, Мелитополю или Мариуполю по короткому маршруту через малонаселенные степные районы (легко простреливаемые «Хаймерсами»). Дополнительным преимуществом является то, что в лесополосах листва сходит с деревьев и российская техника лишается естественного прикрытия от разведывательных и ударных дронов. Таким образом появляется шанс окончательно освободить южную Украину и существенно «спрямить фронт», загнав российские войска, туда, откуда они пришли – в Крым. 

О таком сценарии уже несколько месяцев говорят российские блогеры. Российская армия сейчас вяло пытается создавать укрепления против подобного прорыва в районе Мариуполя и Арабатской стрелки, ведущей в Крым.  Впрочем, ВС РФ примерно с августа накапливают резервы на этом направлении, в том числе зафиксирована переброска новой бронетехники по крымскому мосту (до его подрыва), так что не исключено, что уже в ноябре-декабре мы увидим крупное сражение двух армий или наступление российской армии на Запорожье (так во всяком случае обещает базирующийся в Крыму самый популярный российский сетевой экспертов – Борис Рожин в своём посте от 10 ноября).Оставление без боя Херсона – который Россия признала столицей присоединенной области, является очевидным признаком того, что дело не в ошибках командования (как в Харьковской области) и не в ошибках планирования (как в случае Киева и Черниговской области). 
"Дело в том, что война в том виде, в котором она планировалась, окончательно проиграна из-за неадекватных амбиций политиков и раздутого тщеславия российского командования (что признал популярный Телеграм канал 'Рыбарь', связанный с ГРУ)."
Долгие месяцы сторонники войны мечтали о массовой мобилизации или о «войне по настоящему»  - под которой подразумевали массированные удары по гражданской инфраструктуре Украины. И та и другая мечты осуществились в конце сентября-октября – и не помогли предотвратить очередное сокрушительное поражение. 

Более того, продемонстрировали слабость российской армии – которая не смогла ни толком провести мобилизацию, ни вооружить мобилизованных, ни стабилизировать с их помощью позиции в Херсонской области, ни даже не имеет достаточного запаса ракет, чтобы завершить уничтожение украинской электроэнергетики (команда «Рыбаря» на днях провела частичный анализ спутниковых снимков украинских электростанций и обнаружила, что там поражено минимальное количество объектов и появились защитные противоосколочные и противопожарные сооружения). Теперь не может быть речи о каких-то новых существенных победах или уж тем более о «денацификации» и «демилитаризации» страны. 

Пока нет ответа на вопрос, какие территории в Украине останутся под контролем России  после окончания боевых действий и переговоров, в частности останется ли под российским контролем территория Донбасса (или хотя бы Донецкой и Луганской «республик») и Крым. Главное, что оказалось опровергнутым представление российской «партии войны»  о том, что армия РФ системно мощнее украинской и в конечном итоге должна одержать победу. 
Поделиться статьей
Читайте также
Вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и принимаете нашу политику конфиденциальности
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты