Политика грузинских властей - на сегодняшний день - представляет собой лавирование между в целом проукраинским настроением грузинских граждан и поддержкой линии Запада, с одной стороны, - и российской угрозой и экономическими проблемами внутри самой Грузии, с другой.
Грузия и русские мигранты
Огромный приток российских граждан в главные города Грузии выгоден для части национальной экономики - для банков, для сферы обслуживания (ресторанов, магазинов, гостиниц, турбизнеса), для таксистов и, в целом, транспорта; для тех, кто сдает квартиры и офисные помещения; для строительного бизнеса (цены на недвижимость значительно возросли) и т. д.
Хотя социологических данных на этот счет нет, в обществе в целом скорее доминируют проукраинские настроения, и присутствие российских мигрантов, по всей вероятности, играет тут свою роль. В популярном батумском супермаркете «Агрохаб», где я побывал на днях, подавляющее большинство покупателей были русскими. Такая же ситуация наблюдается в других крупных супермаркетах. В анекдоте советского времени грузинский подросток в курортном городе Кобулети, на вопрос, кем он хочет стать, когда вырастет, отвечает, что хотел бы быть отдыхающим, потому что у него много свободного времени и денег, он хорошо одет и питается в ресторанах. Нечто подобное наблюдается и сейчас, когда в Грузию приехали, в основном, представители “IT-поколения”, имеющие возможность работать онлайн и обладающие достаточными средствами, чтобы пересидеть войну или даже обосноваться в Грузии. Они выглядят современно и успешно, открывают офисы и модные кафе и бары; они частые посетители ресторанов - в некоторых батумских ресторанах появились очереди, чего никогда не было прежде. Схожая ситуация наблюдается и в Тбилиси.
То, что в супермаркетах и ресторанах почти все покупатели и клиенты русские, раздражает не только тех грузин, которые видят в них представителей страны – агрессора, но и вызывает недовольство среди значительной части населения, чей уровень жизни куда ниже, чем у приезжих россиян.
В грузинской социальной сети появился анекдот о кассирше в супермаркете, которая расплакалась, когда к ней наконец подошел покупатель грузин, и они даже вместе спели грузинскую народную песенку! (На днях тот же анекдот, но уже с армянскими персонажами в армянском супермаркете, мне рассказала знакомая из Еревана!)
Помимо роста цен на продовольствие, жилье и пр., который, по крайней мере, частично вызван притоком мигрантов из России, в обществе появились опасения, что мигранты отнимают у грузин рабочие места.
На отношения грузин к российской миграции влияет, естественно, и память о недавних войнах (абхазской и осетинской), и проблема беженцев (вынужденных переселенцев из Абхазии и Южной Осетии), и последствия войны 2008 года, в том числе оккупация части грузинской территории и политика «бордеризации» - с 2011 года Россия создает «пограничную инфраструктуру» (барьеры, колючую проволоку, баннеры и т.д.) вокруг оккупированной территории Южной Осетии.
Трения и риски
Судя по всему, у грузинского правительства пока нет стратегии выстраивания отношений с российскими беженцами/мигрантами. Проблема слишком нова, слишком сложна и деликатна и очень сильно зависит от того, как развернутся события в Украине.
Напряженная ситуация, сложившаяся в Грузии, создает опасность социального взрыва, как это произошло, например, в 1989 года в Узбекской ССР между узбеками и турками-месхетинцами «из-за тарелки клубники». Любое правонарушение, любой проступок, любое неудобство, которые мы склонны простить соотечественнику, совершенные представителем другой страны и другой национальности, вызывают неприятие и агрессию.
Граждане России и ряда других стран начали скупать недвижимость в Тбилиси и Батуми задолго до февральских событий. В основном недвижимость скупали москвичи, но украинцы и белорусы также были активны на этом рынке. Практиковались краткие туры, которые совмещали туристическую и развлекательную часть с приобретением жилья.
В Батуми есть район под неофициальным названием «Новый бульвар» (продолжение «Старого бульвара» по морскому берегу), где ведется активная застройка и где подавляющая часть населения не грузинская и где доминирует русский язык, на котором с местным населением говорят не только русские, но и приезжие из Украины и Беларуси. Помимо этого, русские (а иногда и беларусы), зачастую выдают себя за беженцев из Украины, зная о том, что к ним грузины настроены более доброжелательно.
Пока приезжие из России не выступают как организованная сила, но трения между русскими и грузинами возникают в различных сферах, в частности, связанных с образованием для детей и с межкультурным общением. За последние годы в Грузии выросло поколение, для которого Россия не является центром притяжения или ностальгических воспоминаний.