Поскольку агрессия на Украину началась с публично высказанных со стороны российского руководства претензий в отношении украинских властей в "нацизме", то одной из частей украинского кризиса стала постоянная перебранка между сторонами с обвинениями в "фашизме". Все это превратилось в дискуссию по принципу "сам дурак", и участие ученых в этом процессе взаимных оскорблений в качестве агитаторов-пропагандистов на одной из сторон, выглядит не очень уместным.
В авторитарном режиме, который из электорального авторитаризма эволюционировал фактически в полноценную диктатуру, нет ничего хорошего. И никому не придет в голову оправдывать несправедливую и безумную войну, гибель людей, разрушение судеб миллионов. Но не стоит в пропагандистском угаре навешивать на конкретный политический режим ярлыки, которые не имеют к нему отношения.
Надо отметить, что обвинения оппонента в "фашизме" стали в России (и не только) обыденной практикой достаточно давно, а само слово "фашист" эволюционировало до бытового ругательства и неотъемлемой части оскорблений противников почти в любой избирательной кампании. С 1993 и почти до самой его смерти либералы традиционно называли "фашистом" национал-популиста Владимира Жириновского, коммунисты – либералов (особенно Егора Гайдара и Анатолия Чубайса), правозащитники – националистов и т.д. и т.п. Под грузом массового бытового употребления данного слова мало кто склонен задумываться о его реальном смысле и значении.
Иногда предпринимаются попытки подобрать под заранее определенный ярлык "фашиста" какие-то признаки, которые обвинители обычно скачивают откуда-то из Интернета и выбирают из них подходящие. То, что под отобранные признаки попадает почти любая диктатура, никого обычно не смущает.
В некотором смысле, те, кто так вольно оперирует терминами "фашист" или "нацист", могут себе это позволить, просто потому, что политология - многопарадигмальная наука, и почти по всем понятиям нет единых определений. А раз единых, всеми признанных определений нет, то вроде как можно придумывать и любые. Однако, все же и у "фашизма", и у "нацизма" есть совершенно бесспорные атрибуты, забывать о которых нельзя, и которые сегодня отсутствуют - как у российского политического режима, так и у любого иного политического режима в мире. Проще говоря, нет сегодня в мире ни фашистских, ни нацистских режимов. Диктатур много – правых, левых, любых, но фашистских нет.