ПОЛИТИКА
15 июля: что это было?
27 Июля 2022
Николай Петров
Старший исследователь Королевского института международных отношений (Chatham House) 
Вопреки ожиданиям на экстренном заседании Думы 15 июля никаких чрезвычайных решений принято не было. Николай Петров считает, что, возможно, в этот день Путин собирался объявить об «освобождении» Донбасса, но был вынужден отказаться от этого намерения.
Владимир Путин и Денис Мантуров, 2021. Источник: Wiki Commons
15 июля, через неделю с небольшим после завершения весенней сессии, срочно отозванные из командировок в регионы депутаты Госдумы провели внеочередное заседание. Само его внезапное назначение за пару дней до этого вызвало волну слухов относительно того, зачем это могло понадобиться. Стоит добавить, что поначалу речь шла и о внеочередном заседании Совета Федерации в синхрон с думским, и о заседании Совбеза – почти как полугодом ранее, когда состоялось признание ЛНР и ДНР.

Среди слухов было и объявление референдумов с последующим присоединением оккупированных российской армией территорий Украины, и отставка премьера Мишустина с заменой его на Алексея Кудрина, и отставка самого Кудрина с заменой руководства Счетной палаты, и рассмотрение/принятие сразу в трех чтениях каких-то эпохальных правительственных инициатив.

Подписание Путиным 12 июля указа, вводившего 11 позиций вице-премьера вместо десяти, включая позицию вице-премьера – министра промышленности и торговли, подкрепило версию о том, что экстренное заседание 15-го будет посвящено  кадровым вопросам.  В пользу это версии говорили и консультаций  , которые Денис Мантуров провел с фракциями Госдумы.

Забавно, что 11 позиций вице-премьеров существовали в правительстве Мишустина три дня – с президентского указа 12 июля до нового указа, восстанавливающего 10 позиций, 15 июля. При этом по факту российское правительство имело 11 вице-премьеров лишь одну минуту  – с 14.44 15 июля, когда на эту должность назначили Мантурова, до 14.45, когда от такой же должности  освободили Юрия Борисова. А еще через минуту Путин подписал указ, в соответствии с которым вице-премьеров стало снова 10.
Все делалось впопыхах, на коленке

Таким образом, 15 июля Путин действительно провел серию кадровых перестановок в высшем эшелоне исполнительной власти: Мантуров получил назначение вице-премьера, Борисов, наоборот, поста вице-премьера лишился и был назначен главой «Роскосмоса» - на место, освободившееся после отставки Дмитрия Рогозина.

В результате Дума, заслушав Мантурова, после двухчасовой сессии вопросов и ответов, утвердила его на посту вице-премьера, причем утвердила практически единогласно – 394 голосами «за» при одном воздержавшемся. Несмотря на то, что согласно недавним заявлениям председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам «единоросса» Андрея Макарова, государственная программа по импортозамещению, за которую отвечал Мантуров, была провалена. 

Кроме кадрового вопроса, 15го июля в Думе были рассмотрены несколько второстепенных законодательных инициатив, включая прозвучавшую 7 июля на встрече Путина с лидерами думских фракций идею наделения пограничников — участников специальной военной операции статусом ветерана боевых действий.
Заседание прошло, вице-премьера сменили, вопросы остались. С чем связана такая спешка? Какое из решений в представленной цепочке Мантуров-Борисов-Рогозин главное? Что дает срочная замена Борисова на Мантурова?"
Прозвучавшие комментарии, что Мантурову поручено такое важнейшее направление работы как импортозамещение, и что статус вице-премьера необходим для координации усилий различных ведомств, вряд ли могут исчерпывающе объяснить ситуацию. Во-первых, система далеко не столь легалистская, чтобы путинские назначения требовали немедленного подтверждения в виде формального одобрения Думы, а, во-вторых, для межведомственной координации достаточно было бы и поста председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, который занимал и все еще продолжает занимать Борисов.

Одобрение вице-премьера вообще не повод для экстренного созыва депутатов в середине лета, к тому же на день их сбора было назначено и заседание Совбеза, на котором, согласно сообщению на кремлевском сайте, обсуждалась ситуация в регионах на основании информации главы ФСБ Александра. Бортникова и главы МВД Владимира  Колокольцева. 

Что же тогда это было? Похоже, что серия кадровых перестановок связана с  истерической реакцией Путина на сообщения о переломе в ходе войны в пользу Украины. 

Последние события на фронтах поставили под вопрос успехи российского оружия и, по всей видимости,  заставили Путина отказаться  от намерения объявить о достижении важных военных целей, а также и от Борисова,  многолетнего куратора перевооружения армии суперсовременными системами.
Украинский HIMARS в Запорожской области, начало июля 2022. Источник: Wiki Commons
Крушение мифа о российской военной мощи 

Если развернуть назад ленту событий, предшествовавших 15 июля, то картина вырисовывается следующая:

24 июня – в Украину доставлена первая партия реактивных систем залпового огня HIMARS; ее задействовали в обстрелах острова Змеиный.

30 июня под давлением РСЗО и предоставленной западной стороной дальнобойной артиллерии российская армия вынуждена оставить о. Змеиный. 

1 июля  оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности, на котором обсуждались вопросы работы предприятий оборонно-промышленного комплекса

4 июля Кремль объявил о том, что российские войска заняли всю территорию Луганской области; два командующих группами войск получили звание «Герой России»

12 июля Особенно разрушительные удары HIMARS по Новой Каховке и Луганску. До этого РСЗО нанесли серьезный ущерб объектам российской военной инфраструктуры в целом ряде мест: Мелитополе, Сватове, Изюме, Перевальске, Стаханове, Новой Каховке, Донецке и Снежном. 

16-18 июля Поездка министра обороны Шойгу с инспекцией в российскую группировку в Украине, указания о приоритетном поражении средств большой дальности ВСУ.

Частичная потеря инициативы  российскими военными и появившиеся комментарии, о переломе в битве за Донбасс например здесь и здесь помешали представить дело как победу и вызвали гнев Путина. 

Возможно, тут важны не столько HIMARSы как таковые, сколько очевидное преимущество западного супероружия, на которое у России нет ответа. 
“Свою роль сыграла и поставленная Западом Украине дальнобойная артиллерия, которая заставила оставить о. Змеиный, что само по себе стало серьезным стратегическим и имиджевым поражением."
Все это разрушает путинский миф о российском технологическом превосходстве в военной сфере. Виноватым оказался Борисов, который много лет отвечал за программу военного перевооружения,  но упустил беспилотники и не обеспечил возможность эффективного подавления американского оружия.
 
Пришлось Путину обращаться к Ирану за беспилотниками и к Господу Богу («Троица» Андрея Рублева была на несколько дней передана из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру) за помощью. 

При этом вся работа по «освобождению Донбасса» и проставлению жирной победной точки неожиданно пошла насмарку. 
Заседание Военно-промышленной комиссии 19 сентября 2015. Источник: Wiki Commons
Когда планировалось экстренное заседание

Eсли согласиться с этой логикой, то необходимо ответить на вопрос о том, когда и зачем планировалось экстренное заседание Думы, было ли его назначение импровизацией после «взятия» всей Луганской области или, наоборот, торжественное объявление об этом 4 июля было прелюдией.

Представляется, что отзыв депутатов из их поездок мог планироваться заранее, до завершения весенней сессии. А вот отказ Путина от первоначального плана произошел, по-видимому, в последний момент, когда победные реляции украинцев и разговоры о переломе в их пользу на Донбассе не удалось красиво пресечь. Тогда-то Путин и сослал Борисова в Роскосмос, а Шойгу отправил в войска подавлять американские РСЗО и дальнобойную артиллерию.

Борисов – технарь, инженер, доктор технических наук, перешедший на госслужбу в начале второго путинского президентского срока, а с 2011 г. являющийся заместителем Путина в Военно-промышленной комиссии. В 2017 г. Борисов, тогда замминистра обороны, отвечавший за военно-техническое обеспечение вооружённых сил, закрытым указом Путина был удостоен звания Героя России, а спустя несколько месяцев Путин самозабвенно демонстрировал кадры российской военной мощи и чудо-оружия в ходе президентского послания 2018 г.

Мантуров – представитель более молодого поколения, бизнес-ориентированный, как писали СМИ, «министр с повадками олигарха». Он близок к Сергею Чемезову и связан с ним целым рядом семейных бизнесов.
На сегодня Мантуров - самый высокопоставленный из поколения 'детей соратников Путина и детей друзей соратников'"
(Кстати, встык с его новым назначением прошла информация о том, что дочь Путина Катерина Тихонова стала сопредседателем нового Координационного совета РСПП по импортозамещению и технологической независимости, председатель которого - Александр Шохин). Особых достижений на посту министра, который он занимает уже десять лет, Мантуров не имеет, скорее наоборот. 

Замена Борисова Мантуровым на посту вице-премьера, курирующего ВПК, а теперь и все импортозамещение, - это, по сути, передача того и другого в полное ведение Чемезова, и под его ответственность.

События 15 июля могут служить наглядной демонстрацией того, что война еще больше усугубила  управленческую неэффективность путинской системы. Принятие решений стало еще более закрытым, усугубилась управленческая моноцентричность и полная неподотчетность президента, который блажит и при назначении на высшие государственные посты исходит из соображений личной преданности. Одновременно это и демонстрация того, что поиск виноватых в неуспешности кровавой военной авантюры дошел уже практически до самого верха.
Поделиться статьей
Читайте также
Вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и принимаете нашу политику конфиденциальности
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты